Будущим первоклассникам

БУДУЩИМ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Рекомендации для родителей по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
 
 
Мы приглашаем Вас, уважаемый родитель, взяв за руку своего малыша, вместе подняться по этим волшебным ступенькам вверх.
 
«Ступеньки к школе!!!»
 
Не забудьте прихватить с собой игру (ведь Ваш ребенок пока еще дошкольник, а мы с Вами знаем, что развитие ребенка-дошкольника лучше всего происходит в игровой форме), хорошее настроение, а самое главное радость от общения со своим «чадом»!!!
 
СТУПЕНЬКА № 1
 
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ВНИМАНИЕ РАЗВИВАТЬ???
 
Можно:
 
  • Развивать слуховое внимание через упражнения, игры на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
  • Часто менять формы деятельности. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
  • Использовать в совместной деятельности элементы игры.
  • Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз. Использовать дидактические игры с четко выраженными правилами.
  • Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
  • Способствовать формированию у ребенка навыка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Способствовать формированию у ребенка навыка управлять вниманием в соответствии с целью. Регулярно включать в деятельность детей выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
  • Тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  • Учить детей сосредотачиваться на определенной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону. Включайте во взаимодействие с детьми игры и упражнения, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
  • Создавать средства — стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
  • Предлагать детям:
 
-       повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
 
-       неоконченные фразы, которые нужно закончить;
 
-       вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
 
  • Предлагать сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  • Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
 
-       «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите». (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».)
 
-       Игры — головоломки.
 
-       Загадки.
 
-       «Найди отличия».
 
-       «Найди два одинаковых предмета».
 
-       «Будь внимателен» (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
 
-       «Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!»).
 
-       «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
 
-       «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
 
-       Игра «Карлики и великаны» (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
 
-       Упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
 
СТУПЕНЬКА № 2
 
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ???
 
Можно:
 
  • В первую очередь через дидактические игры и упражнения развивать умение:
 
-       составлять группу из отдельных предметов;
 
-       выделять предметы по назначению, по характерным признакам;
 
-       классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению;
 
-       понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
 
-       сравнивать предметы;
 
-       соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
 
-       делать самостоятельные выводы;
 
-       отвечать на вопросы, делать умозаключения;
 
-       устанавливать причинно-следственные связи.
 
  • Чаще использовать задания на:
 
-       сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различия между ними;
 
-       нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
 
-       складывание целого из частей (разрезные картинки);
 
-       последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
 
-       осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
 
-       задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
 
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  • Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
  • Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
  • Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
  • Расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
  • Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
 
-       «Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий).
 
-        «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
 
-       «Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
 
-       «Антонимы» (ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый-легкий», «сильный-слабый», «легкий-тяжелый и др.).
 
-       «Оканчивание слов» (учить заканчивать слово по начальному слогу).
 
-        «Уникуб», «Лото», «Домино», пазлы, конструкторы.
 
-       Загадки.
 
СТУПЕНЬКА № 3
 
ИНТЕРЕСНО ЛИ ВАМ ЗНАТЬ, КАК МОЖНО ПАМЯТЬ РАЗВИВАТЬ???
 
Можно:
 
  • Развивать у ребенка умения:
 
-       произвольно вызывать необходимые воспоминания;
 
-       вспоминать последовательность событий;
 
-       использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
 
-       использовать образ как средство развития произвольной памяти;
 
-       повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
 
  • Для улучшения процесса памяти воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
 
-       анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
 
-       осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
 
-       классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
 
-       устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
 
  • Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства — сочетать словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь. Используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
  • Можно использовать игры и упражнения, способствующие развитию памяти:
 
-       «Детектив» (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
 
-       «Запомни предметы» (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
 
-       «Пирамида» (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.).
 
-       «Что ты видел в отпуске?» (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
 
-       «Следопыт» (взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
 
-       «Что ты ел на обед?» (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
 
-       «Одежда» (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
 
-       «Нарисуй такой же» (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
 
-       «Я положил в мешок» (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
 
-       «Короткий рассказ» (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
 
-       «Башня» (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
 
-       «Фигурка из палочек» (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).
 
СТУПЕНЬКА № 4
 
НАСТАЛО ВРЕМЯ НАМ, ДРУЗЬЯ, УЗНАТЬ, КАК НУЖНО
 
МЕЛКОМОТОРНЫЙ НАВЫК РАЗВИВАТЬ!!!
 
Для этого можно работать в 2-х направлениях.
 
  1. Развивать непосредственно мускулатуру руки, для этого можно:
 
-       катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
 
-       разминать пальцами пластилин;
 
-       запускать пальцами мелкие волчки;
 
-       сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался);
 
-       делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
 
-       двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
 
-       показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять; показывать только один большой палец отдельно;
 
-       барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
 
-       махать в воздухе только пальцами;
 
-       кистями рук делать «фонарики»;
 
-       хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
 
-       собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
 
-       нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
 
-       наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
 
-       завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
 
-       застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
 
  1. Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструктивная. Формировать графический навык, для этого можно:
 
-       рисовать по точкам;
 
-       рисовать в тетрадях в крупную клетку (рисунки по клеточкам);
 
-       штриховать разными способами;
 
-       обводить контуры фигур.
свернуть